Изготовление зубчатых колес является процессом очень тонким и филигранным, где каждый элемент должен подходить с точностью до микрона. ООО «Тульский завод горно-шахтного оборудования» осуществляет выпуск разных моделей колес и их типы передачи.
Классификация зубчатых передач
Различные методы нарезки зубчатых колес позволяют создавать разницу в сечении зубьев, что характеризуется в следующих способах передачи:
- червячные;
- косозубые;
- прямозубые;
- шевронные.
Оценка и применение зубчатых колес в передачах
Промышленные и бытовые установки повсеместно применяют шестерни для передачи вращательной силы от одного вала к другому. Такой вид передаточной энергии наиболее приемлемый в большинстве случаев, благодаря этому обеспечивается высокий показатель КПД. Нагрузки при такой работе могут быть предельными, так как зубья исключают момент проскальзывания, что конечно положительно сказывается на долговечности механизма, ведь его ритмы не нарушаются. Дополнительные возможности колеса обеспечивают эффективное передаточное взаимоотношение всех элементов, позволяя регулировать усилие, скорость и мощность.
Нежелательные эффекты проявляются в виде повышенного шума при работе, создаваемые соприкосновении поверхностей. Это провоцируется на фоне общей жесткости конструкции, к тому же, любая динамическая нагрузка не поглощается. В целом вся производственная линия считается трудоемким процессом, где точность сохраняется в идеальных пропорциях.
Особое распространение было получено в автомобильной передаче, судостроении, горнодобывающих и строительных секторах, буровых установок и т.д.
Влияние точности изготовления зубчатых колес на качество передачи
Производственные нормативы в изготовлении шестерни должны быть отлажены до миллиметров и микронов. Допущенные ошибки при нарезке шага зуба или его не точное вхождение в приемное отверстие другого зубчатого колеса провоцирует ряд факторов, выявляемые лишь при длительном использовании всего механизма.
Не точности диаметра прямо пропорционально повлияют на передаточные способности, допуская частичное или полное разрушение элементов устройства. Процессы среднего усилия позволяют долгое время работать с дефектами при производстве, и лишь кратковременные значения пуска или переключения передачи постоянно колеблются в показаниях, делая любые измерительные или кинематические связи невозможными.
Работа зуба в зацеплении
Зубчатые колеса, выставленные друг против друга, работают по схеме ведомого и ведущего. Ведомые зубья соприкасаются в своем основании с верхом ведомого зуба, позволяя переходить энергии между элементами. Такие вхождения осуществляются постоянно, когда одна пара расходится, другая уже взаимодействует друг с другом. Контакты выполняются двумя видами: всей поверхностью или частично. Прямозубые осуществляют наибольшую передачу КПД, оба зуба имеют полный контакт друг с другом, что делает процесс наиболее громким и ударным.
Поломка зубчатых колес
Любая поломка провоцируется под воздействием силы трения и контактным напряжением. Выделяется несколько разрушительных факторов:
- наиболее приемлемым и щадящим называется выкрашивание от усталости. Происходит это вследствие длительного использования механизма, когда поверхность зуба начинает уставать, образуя при этом углубления.
Такие случаи возникают при эффективно смазывании всех элементов, позволяя проработать как можно дольше; - при отсутствии масло смазочных материалов на элементах соприкосновении возникает абразивный износ. Увеличивается нагрузки в динамике, образуются зазоры.
- сверх нагрузки приводят к пластическим сдвигам, если метал был изготовлен из не достаточно твердых компонентов, создавая искривление зуба в направлении движения.