«Трудный путь инноваций» — статья под таким названием опубликована в свежем номере журнала «Добывающая промышленность». Одним из экспертов в редакционном материале стал Сергей Чернокур, коммерческий директор Тульского завода горно-шахтного оборудования. Совместно с профессионалами, которые поставляют оборудование на предприятия горной добычи, автор статьи искал ответ на вопрос «По каким причинам новые решения могут не найти применения в отрасли»? Тема важная и для тех, кто стремится снизить себестоимость добычи, то есть для самих горняков, и для тех, кто разрабатывает новые технологии, взамен советских, устаревших многие десятилетия назад.
Действительно ли так труден путь российских горнодобывающих предприятий к внедрению инновационных стратегий и технологий? Что является определяющим в принятии решений о внедрении инновационной техники — финансы или человеческий фактор, неготовность компаний комплексно подойти к вопросу инновационной стратегии или несовершенство ресурсной базы? Сергей Чернокур на «живом» примере показал, как это работает — как и почему компании принимают решение перейти на инновационное оборудование и что в состоянии предложить отечественные компании-разработчики. В качестве успешного опыта он привел уникальный проект Тульского завода горно-шахтного оборудования по созданию инновационного рельсового шахтного электровоза для Алросы: «Добывающая компания устала считать экономические потери от эксплуатации морально устаревшей техники, хотела получить более безопасный продукт, которого на тот момент на рынке просто не было. Со времён Советского Союза под землёй эксплуатируют кислотные аккумуляторные электровозы, а это небезопасно, перейти на другой тип аккумуляторной батареи, создать новую технологию, более экономичную с точки зрения обслуживания и безопасную в эксплуатации, — такую задачу перед нами поставили».
В продолжение темы Сергей Чернокур поделился некоторыми деталями из истории создания новой машины: «Подобные проекты — длинный и сложный путь: научные разработки, их поиск, адаптация под задачу и только потом производство, испытания, внедрение. Конечно, это путь проб и ошибок, но результат есть, и это вселяет уверенность в то, что мы, машиностроители, можем делать инновационный продукт».
Безусловно, наша позиция была бы однобокой, если бы мы не слышали нашего клиента, не понимали его потребностей и сложностей, с которыми он сталкивается. Конечно, работая не первый год на рынке горно-шахтного оборудования, мы понимаем, что за внедрением каждого нового образца тянется целый ворох сложностей и новых производственных и технических задач.
«Да, для работы на нашем инновационном локомотиве необходимо пройти обучение, ведь он не похож ни на один электровоз, с которым привыкли иметь дело в шахте. Есть в этом и психологический фактор: люди не знают, как обслуживать, ремонтировать новую технику, а от каждого исполнителя требуют все прямо сейчас, чтобы не останавливать процесс, не снижать показатели добычи, — замечает коммерческий директор ТЗГШО. Впрочем, сотрудничество с Алросой показало, что путь инноваций — «дорога с двусторонним движением», когда обе стороны заинтересованы, успех по созданию и внедрению инновационной техники гарантирован. Полная версия статьи доступна по ссылке.